Приучать детей к чтению желательно с самого рождения. Это не так уж трудно и хлопотно, как кажется. Заниматься уроками чтения нужно начинать еще до рождения ребенка. Будущей маме необходимо выделить в день несколько минут для чтения хорошей литературы и прочитывать текст вслух с выражением и интонацией, так как малыш слушает и запоминает мамин голос. Очень важно в этом деле подобрать правильный список книг. Помочь в этом может специалист из ближайшей библиотеки.
Никто не может заменить профессионала в области художественной, специальной и научной литературы: библиотекарь знает содержание многих книг разной направленности, хорошо ориентируется в новинках. Подобно тому как консультанты российского бренда женской одежды Pompa помогут вам сформировать свой неповторимый образ, дадут вам возможность ярко заявить о своей индивидуальности, быть собой, выглядеть ярко, элегантно и не скучно. А в книжных магазинах консультант также окажет необходимую помощь в выборе произведений.
С рождением ребенка хлопот прибавляется, поэтому занятия продолжаем непосредственно во время действий игры, кормления, купания. В этот период пользуемся потешками и не забываем про колыбельные. Произносить нужно все это спокойным голосом, проговаривая слова. Обязательно в комнате должна быть соответствующая обстановка: не должны присутствовать посторонние шумы, ребенок должен сосредоточится на мамином голосе. Желательно потешки повторять по несколько раз, чередуя друг с другом. Результат долго не заставит себя ждать: малыш сам мимикой лица, движением ручек и ножек будет реагировать на потешки.
Подрастает ребенок, меняется читаемый материал. Понемногу добавляем детские стихи и сказки. Уже не просто рассказываем сами, а начинаем использовать литературу. Сегодня можно приобрести самые разнообразные виды книг для самых маленьких: книжки-картинки, мягкие, картонные, книжки-игрушки и даже книжки для купания. Всех их объединяют яркие иллюстрации, прочный переплет, экологически чистый материал и отсутствие острых углов. Карапуз еще не умеет разговаривать, но это не значит, что ему не нужны детские книжки. Во время прослушивания маминого чтения у него развиваются коммуникативные навыки, грамотность, пополняется словарный запас.
Читаем сказку, просматриваем картинки, при этом обязательно вовлекаем в процесс ребенка: вместе грустим с кошечкой, лаем с собачкой, хлопаем в ладоши. Малыш уже умеет «читать» книгу, не зная букв. Рассматривая рисунки, иллюстрации, фотографии – «читает» изображения, развивает фантазию, запоминает детали. В этот период формируются умственные, нравственные и эстетические качества. При помощи изображений предметы лучше усваиваются, обогащается словарный запас. В дальнейшем рассматривание картинок не только помогает глубже понять содержание прочитанного, но также способствует развитию воображения.
Надо уметь вовремя заметить, когда знакомить маленького читателя с новыми произведениями. Если ему уже не интересны книжки-игрушки, он быстро теряет внимание к рассматриванию картинок, начинаем читать сказки, рассказы и стихи для детей более старшего возраста. Начиная знакомство с новой литературой, не забываем повторять уже прочитанное заново. Это способствует тренировке памяти. Главное, чтобы чтение было приятным ребенку, вызывало интерес. Принуждать насильно не надо. Если нет желания, лучше перенести время занятия чтения, так как процесс должен давать положительные эмоции.
В более старшем возрасте чтение можно дополнить обыгрыванием прочитанного текста. Совместно распределять роли и разыгрывать сюжет, изменять содержание. Такие игры влияют на психическое развитие, развивают память, внимание, помогают контролировать поведение, учитывать желания и действия окружающих. Понимая, что игра – это воображение, ребенок испытывает реальные эмоции и переживания.
И самое главное – это чтение книг перед сном, возьмите это в привычку. Для этого надо запастись терпением: каждый вечер, укладывая ребенка спасть, прочитывайте некоторое количество текста. Выбирайте к вечернему тексту небольшие рассказики. Если предпочитаете большое произведение, лучше читать его частями. Рекомендуется не нарушать правило вечернего чтения, начинать читать в одно и то же время. Перед этим ребенку желательно успокоиться, выйти из возбужденного состояния.
Чем раньше начнете объяснять правило обращения с книжкой, тем лучше. Даже самый маленький читатель должен знать, что с книгой надо вести себя аккуратно: нельзя рвать, рисовать на страницах. После прочтения класть на отведенное под книги место. Усвоив простые правила с самого детства, в дальнейшем у ребенка не будет проблем с порядком и бережным отношением к книге. Время, потраченное на вовлечение малыша в книги, не пройдет даром.