Родители, чье чадо уже научилось разговаривать, задаются вопросом: когда и как научить ребенка читать по слогам? К тому же многие школьные программы сейчас такие, что первоклассник должен знать буквы и уметь составлять из них слова еще не успев сесть за парту. Расскажем, в каком возрасте рекомендуется начать учить ребенка чтению и какие методики использовать.
В каком возрасте нужно начать обучение чтению
Авторы методик по раннему развитию детей уверяют, что учить малышей читать нужно с 2-3 лет. По мнению же детских психологов и педагогов, оптимальный возраст для обучения чтению – 5-6 лет. То есть за год или два до школы. Именно к этому возрасту многие дети учатся различать звуки и хорошо выговаривать слова. Единого стандарта не существует и родителям нужно ориентироваться на готовность ребенка начать обучение.
Как понять готовность ребенка
Дети разные и кто-то развивается и стремится к знаниям раньше, а кто-то позже. Как же понять, готов ребенок постигать азы чтения или нет? Педагоги выделяют несколько факторов, по которым можно определить готовность ребенка к обучению:
Ребенок обладает достаточным для своего возраста словарным запасом;Умеет распознавать звуки в словах;Проявляет интерес к книгам, умеет правильно с ними обращаться;способен пересказать короткий рассказ, прочитанный ему родителем;Любит, когда ему читают сказки;Может рассказать: как прошел его день, чем он занимался, что интересного произошло с ним в саду, в гостях и т.д.;Может придумать концовку к истории, рассказу
И главное – у ребенка должно быть желание самому научиться читать. Он должен понимать, что этот навык позволит ему быть более самостоятельным и взрослым. Со временем чтение войдет в привычку и позволит ребенку погрузиться в удивительный и разнообразный мир литературы. А в будущем даст ему возможность познакомится с мировыми шедеврами будь-то «Сон в летнюю ночь» Шекспира или «бойцовский клуб 1999» Чака Поланика.
Самые эффективные и популярные методики обучения чтению
Процесс обучения чтению порой происходит достаточно трудно как для самих детей, так и для родителей. Чтобы облегчить работу, необходимо подобрать наиболее подходящую для ребенка методику.
Методика Марии Монтессори
Для этой методики используются картонные карточки с наклеенными на них буквами. Буквы при этом должны быть объемными или шероховатыми. Ребенок должен прочувствовать звук тактильно. Для этого ему нужно пальчиком пройти по контуру буквы и назвать его. Так он запомнит, как она выглядит и как называется. Далее можно использовать таблички со словами. Дополнительное преимущество методики – развитие мелкой моторики ребенка.
Методика Ольги Соболевой
Данная методика рассчитана на ранее обучение чтению – с 5 лет. В основе программы лежит обучение буквам через разбор легких текстов. То есть отдельно алфавит не изучается. По словам автора, это возможно при задействовании обоих полушарий мозга. Занятия проходят в игровой форме. Методика предлагает три варианта подхода: визуальный, кинестетический и в формате аудио.
Карточки Домана
По данной методике можно научить ребенка читать в домашних условиях. Методика учит детей запоминать слова, не разделяя его на буквы. То есть, отдельного изучения звуков и букв нет. 10-15 раз в день ребенку показываются карточки со словами, которые взрослый четко проговаривает. Так дети запоминают слово целиком и быстрее учатся читать.
Фонетическая методика
Данная методика относится к старой школе. По ней учились читать дети в Советском Союзе, и происходило это достаточно быстро. Первый этап программы рассчитан на изучении букв по алфавиту и обучению звукам. Второй этап – чтение по слогам. Третий – чтение целых слов и предложений. Преимущество данной методики в том, что в большинстве государственных школ продолжают обучать детей по этой программе. Многим родителям и самим проще обучать детей чтению так, как когда то учили их.